Накануне в Минпромторге прошло совещание с представителями металлургической отрасли, где заместитель главы Минпромторга Виктор Евтухов жестко потребовал снизить цены на металлы.
"Товарищи производители! Цены, которые сегодня установлены на основные виды металлопродукции, нас не устраивают. Цены должны быть опущены. Для этого вы предоставляете нам себестоимость своего производства... Максимум наценка, которую мы можем вам разрешить, — 20%, может быть, 25%. Цены должны быть пересчитаны у всех... В прошлом году вы заработали кучу денег. Теперь нужно поработать на страну... Придется поработать на низкой рентабельности, может, дивидендов в следующем году не выплатите, но это уже не мой вопрос... Работа по такой схеме будет осуществляется в ближайшие полгода уже точно... Те посредники, которые откажутся, могут уйти с рынка", — заявил Евтухов.
Он упрекнул металлопроизводителей в двукратном необоснованном росте стоимости, что может привести к резкому скачку цен в автомобилестроении, судостроении, машиностроении, строительстве жилья, а также к срыву сроков сдачи объектов. Но что же мешало и раньше, до начала спецоперации, жестко приложить производителей и что ответят металлургические монстры правительству — заморозят цены, действительно опустят их или поступят как-то иначе? И что запросят взамен те, кто действительно пойдут навстречу властям? Об этом рассказал Накануне.RU промышленный эксперт Леонид Хазанов.
— В связи с новыми поручениями Минпромторга возникает вопрос — неужели раньше нельзя было провести те же меры, нужно было ждать кризисной ситуации?
— Безусловно, все это можно было сделать в спокойное время, когда до спецоперации на Украине было еще далеко. Но, видимо, государство в лице Минпромторга взялось за эту тему сегодня, поскольку есть очень серьезные опасения, что металл сильно подорожает. Эти опасения подкрепляются тем, что увеличиваются цены на кирпич, цемент, бетон и так далее — строители уже стонут от этих цен — они не могут планировать сроки работ и стоимость домов. Ведь если все дорожает, то и сроки строительства могут быть сдвинуты, и дома увеличатся в цене. И на фоне дорогостоящей ипотеки у строителей могут быть очень серьезные проблемы.
— В целом решение правильное?
— На мой взгляд, это решение абсолютно правильно, потому что с металлургами иначе уже, наверное, нельзя разговаривать, у них аппетиты такие, что им только дай — каждый день будут цены повышать. Поэтому Минпромторг жестко потребовал: либо снижаете, либо вам будет очень плохо. Видимо, иного не дано...
— Какого ответа ожидаете от металлургов?
— Я считаю, что стоит ожидать именно снижения цен, потому что им было сказано — наценка к себестоимости 20-25%, не более. Если вы читали материалы про данное совещание, там приводилась цена на горячекатанный прокат — 45 тыс. руб., а когда он продается по цене свыше 70 тыс. руб. — это ни в какие ворота не лезет. Соответственно, цены сейчас, скорее всего, будут снижаться.
Что касается позиций металлургов, они, конечно, попытаются как-то отстоять свои интересы, начнут жаловаться, как им тяжело живется, что у них затратные инвестиционные проекты, что у них есть социальные программы. У них, бесспорно, все это есть, но доля затратности на социальные программы в их себестоимости сравнительно небольшая, и ничто им не мешает эти социальные программы продолжить. Какие-то инвестиционные проекты, возможно, стоит отложить на время, на полгода-год, но я не вижу каких-то проектов строительства новых доменных печей, новых прокатных станов — ничего такого экстраординарного пока нет и не будет. Ну а что касается траты средств на поддержку фестивалей и выставок – ничего страшного, если не будут тратиться деньги на эти цели, не смертельно. Людям сейчас не до музеев, не до выставок, не до фестивалей, им просто надо банально выжить, потому что мы же с вами видим, что ситуация с ценами очень непростая, и это касается не только цен на металлы.
— Может на этом фоне возникнуть какая-то очередная госпрограмма для "поддержки пострадавших"?
— Они могут, конечно, попросить и потребовать какую-нибудь очередную госпрограмму, но я не думаю, что их голос будет услышан, потому что мы же помним слова вице-премьера Андрея Белоусова о том, как металлурги "нахлобучили государство на 100 млрд рублей", и сейчас уже просить и требовать им бессмысленно — с ними даже не будут разговаривать. Ведь правильно сказал Виктор Евтухов: "В прошлом году вы заработали кучу денег. Теперь нужно поработать на страну". Доходы наших металлургических компаний выросли настолько, что они могут год фактически содержать сотрудников, не работая. Вот этих денег вполне хватит. Поэтому я не думаю, что если кто-то из больших металлургов пискнет что-то о "тяжести выживания", то на это будут реагировать. Ну, посочувствуют, может быть.
Зато программы государственной поддержки нужны для потребителей — для автомобилестроения, для строительства жилья, для машиностроения, для судостроения, потому что им тяжело. Автомобилестроение сейчас испытывает трудности с получением электронных компонентов из-за границы, а если металлурги будут цены завышать, то оно вообще "грохнется". Поэтому придется металлургам свое мнение оставить при себе. И на заработных платах это никак не должно сказаться, потому что заработная плата учитывается в себестоимости продукции. Социальные программы — тоже в себестоимости продукции. В общем, тут я тоже не вижу оснований для какой-то катастрофы в социальной сфере.
— Получается, могли бы подготовиться раньше, но взялись за дело только в кризисной ситуации?
— С другой стороны, я тоже могу задать этот вопрос — а что раньше мешало металлургическим компаниям поднять людям зарплату? Ведь зарплаты рабочих сравнительно небольшие — 30-60 тысяч. Что мешало? Да ничего не мешало. Наши металлургические магнаты этого даже не делали, это не было запланировано, а сейчас, когда у них виллы и яхты стали арестовывать, вот тут им стало как-то невесело.
Так что если они не хотят, чтобы с ними так же поступили в России — придется им пойти навстречу государству.